Новости

Инженеры УрФУ разработают прорывной электрокомпрессор для «КАМАЗа»

Для этой цели вуз получит грант в размере 60 млн рублей от Российского научного фонда

Уральский федеральный университет стал победителем конкурса Российского научного фонда (РНФ) в рамках национального проекта «Технологическое лидерство». Вуз получит грант в размере 60 млн рублей на разработку перспективного электрического воздушного компрессора для энергетических систем транспортных средств на водородных топливных элементах. Проект выполняется по заказу и при софинансировании ПАО «КАМАЗ».

Разработка позволит создать полностью российский аналог критически важного компонента для водородных автомобилей, что является стратегическим шагом для обеспечения технологического суверенитета в области транспорта будущего.

Успех проекта откроет дорогу для серийного производства и интеграции таких компрессоров в перспективные автомобили, автобусы и другую технику «КАМАЗа», что означает шаг вперед в развитии экологически чистого транспорта.

Планируется, что устройство будет безмасляным (на газодинамических подшипниках) и продемонстрирует рекордные для России параметры: скорость вращения до 120 тыс. об/мин, мощность 10-15 кВт и высокий КПД (не менее 92%). При этом компрессор будет надежно работать в экстремальных условиях — при температуре от −40°C до +50°C. Основные работы будут проводить специалисты инженерного центра УрФУ.

«Наша цель — создать конкурентоспособное отечественное изделие, не уступающее лучшим мировым аналогам. Мы применяем комплексный подход, интегрируя передовые решения в области газодинамики, материаловедения и силовой электроники. Партнерство с „КАМАЗом“ гарантирует, что разработка будет соответствовать строгим требованиям реального производства и в конечном итоге будет внедрена в новые экологичные транспортные средства».

— Александр Шакиров,
руководитель проекта, кандидат технических наук

Реализация проекта запланирована до конца 2027 года. Первый этап (2025-2026 годы) включает разработку цифрового двойника компрессора и проведение виртуальных испытаний. Второй этап предусматривает изготовление лабораторного прототипа, его всесторонние испытания и доведение технологии до четвертого уровня технологической готовности. Успешный исход этого этапа означает, что технология готова к демонстрации в более реалистичных условиях.

Эта новость  на сайте УрФУ